динамичность. Композиция получается динамичной, если все элементы расположены правильно. Перемещение взгляда от одного растения к другому доставляет эстетическое удовольствие, расслабляет и снимает стресс.
точка фокуса - главный элемент, от которого строится вся композиция. Допускается несколько точек фокуса: крупный цветок, листья необычной формы, различная степень раскрытия бутонов, разница в высоте положения растений.
сочетание фактуры в композиции: сочетание поверхности цветов и листьев. Фактуры делятся на несколько групп: с металлическим отливом (антуриум, бегония), со стеклянной фактурой (колокольчики, ирисы), с фарфоровой фактурой (орхидеи и гиацинты), с бархатистой фактурой (фиалка, сенполия, некоторые виды роз), с парчовой фактурой (бархатцы, примула, гайлардия), с шелковистой фактурой (маки, анемоны), с шерстяной фактурой (астильба, агератум, пушица). При составлении композиции соединяйте цветы максимально близкие по фактуре либо строго противоположные.
сочетание растений в зависимости от их структуры. В зависимости от величины и формы листьев, бутонов и соцветий, растения принято делить на три группы. Большие – пионы, лилии, гладиолусы, дельфиниум, крупные хризантемы, которые всегда доминируют в букете, поэтому их лучше не смешивать друг с другом. Средние – гвоздики, розы, хризантемы, герберы – подходят абсолютно для любых композиций, их располагают либо ниже больших цветов, либо выше малых растений. Малые – к этой группе относятся кустовые астры, кустовые мелкие розы, маргаритки, тюльпаны. Из них получаются замечательные небольшие букеты.
особенности роста растений, их стебли могут расти прямо вверх, ниспадать или причудливо извиваться. Сочетая растения, разные по фактуре и структуре, старайтесь, чтобы каждый цветок сохранил индивидуальность и в то же время органично вписался в композицию.
правило золотого сечения Золотое сечение означает, что гармоничность композиции достигается путем соблюдения при ее сборке определенных пропорций. Благодаря этому композиция выглядит как единое целое. Во флористике используются соотношения 2:3 и 3:5:8. Пропорция высоты: если вы делаете композицию в вазе, то нужно учитывать ее высоту. Лучше использовать пропорцию 2:3. Высота большого сосуда составит 3 части, а цветы соответственно две части. Можно и наоборот: цветы составляют 3 части, а ваза – две. В букете пропорции рассчитывают, отталкиваясь от середины связки. Оптимальной считается пропорция 3:5. Три части – низ, пять частей – верх. Пропорция длины вычисляется в зависимости от основы или диаметра сосуда по тем же принципам. Пропорция высоты и длины рассчитывается для горизонтальных композиций с учетом высоты сосуда. Здесь следует придерживаться соотношения 3:5:8. Для асимметричных композиций высчитывают пропорцию массы материала. Основная масса цветов составляет 8 частей, дальняя – 5 частей, ближняя – 3 части.
симметрия или асимметрия. Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия. При симметрии в центр композиции помещают основные элементы. Остальные элементы менее значительны, они дополняют главные, подчеркивают их цвет и форму. Симметричные композиции обычно используются в торжественных случаях, а также при оформлении официальных мероприятий, офисных пространств. При асимметрии главные элементы размещаются не строго по оси, а в отклонении от нее, но при этом важно выдерживать соотношение 3:5:8. Главную часть обычно помещают с левой стороны от оси, а остальные элементы справа. Чем они меньше, тем дальше они должны находиться. Светлые цветы усиливают асимметрию, темные – сглаживают. В итоге растения выглядят естественно, как если бы мы встретили их в природе. Асимметричные композиции обычно составляют для украшения праздничных мероприятий и пространств, предназначенных для отдыха и досуга.